Автор |
КУТЕЙНИКОВ Дмитрий Леонидович
старший преподаватель, кафедра конституционного и муниципального права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат
юридических наук, Российская Федерация, 123995, г. Москва, ул. СадоваяКудринская, д. 9. E-mail: kuteynikov@me.com
ИЖАЕВ Осман Аликович
консультант юридического отдела Московской городской избирательной комиссии, кандидат юридических наук,
Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 8.
E-mail: izhaev.osman@gmail.com
ЛЕБЕДЕВ Валериан Алексеевич
профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук,
профессор, Российская Федерация, 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. Е-mail: lebedev_va@bk.ru
ЗЕНИН Сергей Сергеевич
доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ведущий научный сотрудник кафедры теории государства и права, конституционного и административного права ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», кандидат юридических
наук, доцент, Российская Федерация, 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. Е-mail: zeninsergei@mail.ru
|
Аннотация |
В настоящей статье предложены способы разрешения сквозных юридических проблем (правосубъектность автономных технических средств,
прозрачность и подотчетность их функционирования, распределение ответственности), возникающих вследствие применения автономных технических средств (далее – АТС) в общественном пространстве.
Наделение АТС правосубъектностью зависит от наличия общественного согласия и социальной потребности, которая может быть обусловлена
необходимостью передачи им определенного объема правомочий в целях
повышения эффективности их функционирования. Одним из способов наделения АТС элементами правосубъектности является присвоение ему
статуса агента (представителя), действующего в интересах принципала
(физического или юридического лица). Правовое регулирование вопросов прозрачности и подотчетности АТС должно, с одной стороны, гарантировать право человека на получение информации о логике принятого в его
отношении решения, а с другой – не нарушать право производителя/оператора на секрет производства (ноу-хау). Ответственность за совершенные с участием АТС правонарушения следует возлагать в зависимости от
того, какой субъект (производитель, оператор, пользователь) обладал
большим контролем за фактическим функционированием АТС.
Вышеизложенные способы регламентации правоотношений и специальные наборы юридических средств являются элементами правового режима автономных технических средств. Данный правовой режим определит
векторы для формирования законодательства, адекватного вызовам, возникающим в результате автоматизации различных сфер жизни общества |
Ключевые слова |
автономное техническое средство, искусственный
интеллект, автоматизированная система принятия решений, правосубъектность, алгоритмическая прозрачность и подотчетность, правовой режим, ответственность. |